О «Красной Звезде»

enter

Предприятие с названием «Красная Звезда» появилось в Министерстве авиационной промышленности СССР. Такое наименование было присвоено в 1967 году Государственному союзному опытно-конструкторскому бюро № 670 (ОКБ-670), которое стало самостоятельным предприятием в 1950 году.

ОКБ-670 располагалось на северной окраине Москвы недалеко от станции Лихоборы Окружной железной дороги, где в 1933 году на территории Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ) был организован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) на базе московской группы изучения реактивного движения (ГИРД) и ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ). РНИИ претерпел многочисленные реорганизации и переименования (НИИ-3, ГИРТ, НИИ-1, филиал ЦИАМ, НИИТП), сейчас это Исследовательский центр им. М.В. Келдыша. В его структуре были созданы Опытно-конструкторские бюро № 1 главного конструктора Л.С. Душкина и № 3 главного конструктора М.М. Бондарюка. Последнее в 1950 году по постановлению правительства было выделено в самостоятельное ОКБ-670, которое мы считаем основным предприятием-предшественником нынешнего АО «Красная Звезда». В 1966 году конструкторское бюро Л.С. Душкина вошло в состав ОКБ М.М. Бондарюка.

Непосредственно Научно-производственное объединение - НПО «Красная Звезда» (с 1992 г. Государственное предприятие – ГП, с 2001 г. – Федеральное государственное унитарное предприятие – ФГУП, с 2011 г. Открытое акционерное общество – ОАО, с 2015 г. АО «Красная Звезда») было организовано постановление правительства от 28 ноября 1972 г. Основным мотивом организации НПО в системе предприятий Министерства среднего машиностроения СССР (МСМ) было сосредоточение руководство работами по созданию ЯЭУ для космических объектов, ускорение отработки таких ЯЭУ, а также улучшение планирования и координации этих работ. В качестве конкретной задачи на НПО «Красная Звезда» были возложены функции головной организации по разработке, изготовлению и поставке ЯЭУ «Бук» и «Топаз». Впоследствии тематика работ, проводимых НПО была значительно расширена за счёт включения в неё ряда разработок изделий как космического, так и наземного применения, основанных на использовании ядерных и неядерных технологий.

НПО «Красная Звезда» было организовано на базе двух московских предприятий: Машиностроительного конструкторского бюро «Красная Звезда» Министерства авиационной промышленности (МАП) СССР и Опытно-конструкторского бюро «Заря» Министерства среднего машиностроения (МСМ) СССР. В состав сотрудников НПО была также включена группа специалистов Тураевского машиностроительного конструкторского бюро (ТМКБ) «Союз» МАП, которая до своего перевода в ТМКБ с 1962 г. под руководством Г.Л. Лившица занималась разработкой термоэмиссионной ЯЭУ «Топаз» на Московском машиностроительном заводе (ММЗ) «Союз» МАП СССР.

Первым директором НПО «Красная Звезда» с 1973 по 1997 гг. являлся Г.М. Грязнов, директорами с 1997 по 1998 гг. был Е.М. Страхов, в 1998-1999 гг. - В.С. Афанасьев, 2000-2014 гг. В.С. Васильковский. В настоящее время коллектив возглавляет В.А. Федосеев.

Однако, вернёмся к основным – авиационным, двигательным - «корням» «Красной Звезды».

В стенах РНИИ - НИИ-1 в разные годы работали выдающиеся ученые и конструкторы мирового уровня, среди них С.П. Королев, В.П. Глушко, Д.Д. Севрук, А.М. Исаев, М.В. Мельников, А.М. Люлька, Б.Е. Черток, Н.А. Пилюгин, В.Ф. Болховитинов, М.К. Тихонравов, А.Я. Березняк, Ю.А. Победоносцев, М.Р. Бисноват, Б.В. Раушенбах и многие другие, оказавшие существенное влияние на становление коллектива нашего предприятия. В 1946-1961 гг. научным руководителем института являлся будущий президент Академии наук СССР М.В. Келдыш, а в 1960-х годах - также и нынешний президент Российской академии наук В.Е. Фортов.

Из наиболее значимых достижений молодого коллектива НИИ следует отметить создание в 1941 году многоразовых пусковых установок, реактивных снарядов и боевых машин реактивной артиллерии - знаменитых «Катюш».

В 1942 году летчик Г.Я. Бахчиванджи впервые совершил полет на самолете БИ-1 (ближний истребитель) с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) Д-1-А-1100 конструкции Л.С. Душкина. Однако длительность полета самолета с ЖРД оказалась недостаточной для выполнения боевых задач. В связи с этим возникла идея создания истребителя с комбинированной силовой установкой, состоящей из ЖРД, размещенного в хвостовой части фюзеляжа, и двух прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) под крыльями. При этой схеме с помощью ЖРД осуществлялся только взлет, а полет продолжался на ПВРД, обеспечивающих приемлемую продолжительность. Л.С. Душкин продолжил заниматься ЖРД, а над прямоточными двигателями стали работать В.С. Зуев, Е.С. Щетинков, М.М. Бондарюк Г.А. Варшавский и другие, ранее работавшие в этом направлении в НИИ ГВФ (НИИ Гражданского воздушного флота).

До Великой Отечественной войны М.М. Бондарюк в соавторстве с другими молодыми конструкторами создал семейство моторов МГ, установленными более чем на 20 типах самолетов различного назначения- пассажирских, грузовых, сельскохозяйственных и других. После войны он сосредоточился на проектировании дозвуковых, а затем и сверхзвуковых ПВРД (СПВРД).

В возглавляемом им ОКБ были созданы двигатели:
- РД-700 (РД-1) и РД-1А для опытного снаряда береговой обороны «Шторм» конструкции М.Р. Бисновата;
- РД-900 для самолета-мишени Ла-17 конструкции С.А. Лавочкина, выпускавшийся серийно в 1954-1958 гг., СПВРД-550 для летающей модели ЛМ-15 конструкции М.Р. Бисновата;
- РД-040 – маршевый двигатель экспериментальной крылатой ракеты конструкции С.П. Королева;
- РД-012 – маршевый двигатель 2-й ступени межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» конструкции С.А. Лавочкина;
- РД-018 – маршевый двигатель 2-ой ступени межконтинентальной крылатой ракеты «Буран» конструкции В.М. Мясищева;
- РД-036 (РД-034) - разгонный двигатель дальнобойного снаряда собственной конструкции;
- 3Ц4 (3Ц4М1, 3Ц4М2) – маршевый двигатель 2-ой ступени управляемой зенитной ракеты 3М8 комплекса «Круг» конструкции Л.В. Люльева – эта ракета более 20-ти лет была основным средством ПВО СССР;
- 3Д80 – для морской крылатой ракеты «Москит».

В разработках ПВРД существенное участие принимали соратники Михаила Макаровича Бондарюка Н.И. Михневич, И.М. Вишнепольский, И.Б. Леванов, И.И. Фишман, К.И. Платонов, Г.А. Варшавский, И.А. Куратов, Б.В. Савилов, С.И. Тебякин, Ю.К. Ефимов, Я.С. Черняк, Е.Я. Губер, Ю.Н. Глазунов, Р.Г. Леонова и многие другие.

В 1962-1966 годах ОКБ-670 вместе с ОКБ-1 Л.С. Душкина формально входило в состав объединённого опытного завода № 165 А.М. Люльки. Но потом ОКБ-670 вновь выделилось в самостоятельное, получив в свой штат коллектив под руководством Л.С. Душкина с тематикой по бортовым источникам питания (БИП). Опытными работами по БИПам ОКБ занималось на протяжении 6-ти лет. За это время были сданы заказчику два типа источников электропитания – 5И47, работающий на жидком топливе, и 5И48 на твёрдом топливе. Их доводка осуществлялась на испытательной базе в Жуковском.

С конца 50-х годов в работах по ПВРД наметился кризис. ОКБ пришлось браться за новую, более «перспективную» деятельность. Именно во второй половине 50-х годов ОКБ-670 включилось в исследования, связанные с созданием реактивных двигателей нового типа- атомных (АРД), а также ЯЭУ для космических аппаратов. В этом направлении был проведен большой объем НИР во взаимодействии с НИИ-1, ЦИАМ и институтами ГКАЭ СССР. Тематика ядерной энергетики была представлена тремя крупными темами- РД-021, РД-022 и БУК. В целом в этом направлении коллектив трудился около 10 лет и достиг больших результатов.

В соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР от 30.06.1958 г. коллектив ОКБ-670 получил задание на предварительные работы по созданию ядерного реактивного двигателя для перспективных космических ракет. В 1958-1960 гг. велись расчетные и экспериментальные проработки, которые показали возможность создания АРД с заданными характеристиками. В рамках темы РД-022 велись исследования в области электроядерной энергетики: создание бортового источника электропитания, электроядерных двигательных установок для космических аппаратов, в том числе плазменного и ядерного электроракетного двигателя. В 1961 году работы по двигателю, получившему наименование ЭЯРД-6 (шифр «022»), шли в двух направлениях. Один вариант создавался с эмиссионным, другой - с магнитогидродинамическим преобразователем тепла в электроэнергию. Совместно с ОКБ-670 работали такие ведущие организации страны, как ЛФТИ АН СССР, ФЭИ, НИИ-5 ГКИАЭ. К концу 1961 г. на установке ТЭП-1,5 были получены первые положительные результаты, однако поначалу к.п.д. и мощность были очень малыми.

ОКБ-670 принадлежит заслуга в создании уникальной ядерной энергоустановки БУК для ИСЗ морской космической системы разведки и целеуказания (МКРиЦ). Разработка проводилась в содружестве с ведущими организациями страны, такими как ОКБ-52 ГКАТ (головной исполнитель), КБ-1 ГКРЭ, ФЭИ, ОКБ-12, Сухумский ФТИ, ИЛВАР и др. Ведущими конструкторами по ЯЭУ в ОКБ-760 были Ю.Н. Глазунов и И.М. Вишнепольский.

В это время М.М. Бондарюк совершил поворот тематики ОКБ в совершенно неизведанную область отечественной науки и техники - космическую ядерную энергетику. Ядерные космические энергетические установки (ЯЭУ) по исследованиям МКБ «Красная Звезда» М.М. Бондарюка обладали наиболее высокими удельными характеристиками по электрической мощности по сравнению с другими типами энергопреобразователей в космосе (например, солнечными батареями), причем они были энергонезависимы от положения относительно Солнца.

В МКБ «Красная Звезда» были исследованы машинный, термоэмиссионный и термоэлектрический способы преобразования тепловой энергии ядерного реактора в электрическую. В качестве критериев выбора метода преобразования принимались во внимание: безопасность, надежность, ресурс работы, стоимость, к.п.д. преобразования и реальное время возможности создания установки в заданный по техническому заданию период.

Коллективом МКБ «Красная Звезда» был принят «безмашинный» способ преобразования тепловой энергии ядерного реактора в электрическую- при помощи термоэлектричества. Это обеспечивало отсутствие на борту КА возмущающих моментов, и, следовательно дополнительного расхода топлива для коррекции орбиты КА. Кроме того, технические возможности промышленности страны позволяли данной конструкции ЯЭУ реализацию ее в сравнительно короткий период (за девять лет - с 1961 г.- выпуск техпредложения; до 1970 г.- летные испытания).

В процессе проектирования ЯЭУ «БУК» был предложен целый ряд оригинальных технических решений, проведен большой комплекс научных исследований и конструкторских разработок для выбора оптимальной реакторной системы (с малогабаритным «быстрым» реактором). Огромное внимание уделялось поискам методов обеспечения радиационной безопасности, были разработаны конструктивные и организационные мероприятия для всех этапов жизненного цикла ЯЭУ, достаточность которых была подтверждена даже после падения «Космоса-954» в Канаде.

К сожалению, Михаил Макарович не дожил до триумфального осуществления своего замысла. Он умер в 1969 году, когда еще шли ядерные энергетические испытания наземного прототипа ЯЭУ на стенде. Но его соратники: В.Ф. Баранов, С.Н. Башнин, И.П. Богуш, Н.А. Винцевич, И.М. Вишнепольский, Б.М. Вошедченко, Ю.Н. Глазунов, Н.И. Михневич, К.С. Нестеров, В.И. Кориндясов, П.У. Темноградский, В.Ф. Смирнов, Д.Д. Евреинов и многие-многие другие успешно завершили процесс создания ЯЭУ «БУК» и продолжили работы в этом направлении.

Всего за два десятилетия на орбиту было запущено свыше тридцати таких ЯЭУ «БУК» трех модификаций. Утвердившееся название установки «БУК» произведено по созвучию с фамилией её создателя – Михаила Макаровича Бондарюка.

Таким образом, в конце шестидесятых – начале семидесятых годов МКБ «Красная Звезда» являлось многопрофильной организацией и вело разработки по трём основным тематикам. Руководство этими направлениями осуществляли заместители главного конструктора: Н.И. Михневич – по ЯЭУ, И.Б. Леванов – по ПВРД, С.А. Дубенец (ранее был заместителем Л.С. Душкина) – по БИП. В последствии при создании НПО «Красная Звезда», в котором было сосредоточено руководство работами по созданию ЯЭУ для космических объектов, тематика ПВРД и БИП была передана на авиационные предприятия.

В 1954 г. должность руководителя ОКБ была разделена на административного начальника ОКБ и главного конструктора. Начальниками ОКБ (МКБ) в 1954-1970 гг. последовательно были Д.Д. Евреинов, М.С. Жезлов, В.К. Кузьменков, Ю.Г. Максимов, Г.В. Шпанов, а бессменным главным конструктором (до безвременной кончины в 1969 г.) был М.М. Бондарюк. В 1970-1973 гг. главным конструктором был Е.А. Терешков.

Подавляющее большинство разработчиков реактивных двигателей, в том числе и перечисленные ранее, с гордостью и по праву считают себя учениками академика Б.С. Стечкина – основоположника теории реактивной техники, стоящего в первых рядах её создателей, создателя школы теории и расчёта поршневых двигателей. Они слушали его лекции, учился по ним, многим довелось вместе с ним работать. В окончательном, законченном виде работы Б.С. Стечкина по воздушно-реактивным двигателем были опубликованы в 1953-1954 гг. в коллективном капитальном труде «Теория реактивных двигателей», ставшем настольной книгой ученых, инженеров, преподавателей и студентов. Эта книга впоследствии была издана и в других странах мира.

С 1954 по 1962 г. Б.С. Стечкин был директором Лаборатории двигателей АН СССР, в 1961 г. реорганизованной в Институт двигателей АН СССР, образованной на базе двух лабораторий Института машиноведения: лаборатория лопаточных машин (руководимой Б.С. Стечкиным) и автомобильной лаборатории Е.А. Чудакова. Лаборатория разрабатывала основы создания принципиально новых двигателей с непосредственным преобразованием тепловой энергии в электрическую, продолжал совершенствовать лопаточные машины, газотурбинные установки и поршневые двигатели.

Лаборатория располагалась в здании бывшего клуба на Краснопролетарской улице в центре Москвы. Позднее были организованы два отделения – одно - в г. Калининград, другое (отделение № 2) – на окраине Москвы, в посёлке Текстильщики. Под руководством Б.С. Стечкина лаборатория включилась в «атомную» тематику.

Двоюродные племянники Н.Е. Жуковского Б.С. Стечкин и А.А. Микулиным начали конструкторскую деятельность в начале ХХ века ещё будучи студентами Императорского высшего технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) в кружке по воздухоплаванию. В кружке, руководимом Жуковским, занимались А.Н. Туполев, А.А. Архангельский, В.П. Ветчинкин Б.И. Россинский, И.В. Сикорский и другие будущие знаменитые учёные и конструкторы.

На протяжении многих десятилетий продолжалось творческое содружество двух технических гениев – теоретика, расчётчика Б.С. Стечкина и конструктора А.А. Микулина.

В период 1-й мировой войны они создали прицел для бомбосбрасывающего аппарата к самолёту «Илья Муромец», затем боевой самоходный аппарат «Нетопырь», который должен был представлять собой нечто вроде танка с диаметром колёс в 10 метров (высота трёхэтажного дома).

В 1917 г. Стечкиным и Микулиным был создан один из первых отечественных двигателей АМБЭС-1 (назван по их именам Александр Микулин – Борис Стечкин) мощностью 300 л. с., представленный в качестве дипломного проекта.

В 1933 г. успешно прошёл испытания 12-тицилиндровый V-образный двигатель АМ-34, выпускавшийся серийно. С созданием двигателей семейства АМ-34 советское авиационное двигателестроение вышло на ведущее место в мире. Двигатели этой серии были установлены на самолётах А.Н. Туполева, совершивших перелёт через Северный полюс в США, на самолёте-гиганте «Максим Горький», а также на бомбардировщиках ТБ-3 и ТБ-7. Более мощные моторы АМ-35 устанавливались на самолётах МиГ-3 в период Великой Отечественной войны. Начало сороковых годов характеризуется созданием двигателей АМ-38 и АМ-42, отличавшихся высокой надёжностью. Они выпускались в огромном количестве и устанавливались на самолётах-штурмовиках Ил-2.

Двигатель РД-3М, созданный под научным руководством и непосредственном участии Б.С. Стечкина был установлен на одном из первых в мире пассажирском реактивном лайнере Ту-104.

А.А. Микулин долгое был руководителем завода № 300 (впоследствии ММЗ «Союз» МАП), который после него возглавили его же ученик С.К. Туманский. На этом предприятии были в 1960-х годах были начаты работы по созданию космической ядерной установки ТЭУ-5 («Топаз») под руководством Г.М. Грязнова.

А.А. Микулин после ухода с Завода № 300 работал в Лаборатории двигателей в качестве консультанта.

На базе Института двигателей АН СССР и нескольких отделов ОКБ-456 ГКОТ (НПО «Энергомаш» В.П. Глушко) в 1962 г. было создано ОКБ-6 (ОКБ «Заря») в составе атомного ведомства. Главным конструктором ОКБ был назначен Д.Д. Севрук, в активе которого были ЖРД для ракет различного назначения (геофизические, морские, зенитные, баллистические). Б.С. Стечкин стал научным руководителем ОКБ. С 1963 г. до конца жизни он работал научным руководителем в КБ С.П. Королёва. Прежняя же двигательная тематика была передана профильным предприятиям.

ОКБ должно было разрабатывать космические ЯЭУ с машинным преобразованием тепловой энергии ядерного реактора в электрическую. Под руководством Д.Д. Севрука начали разрабатываться проекты установок «Э-30», «Э-100» с паротурбинным циклом на парах калия. Одновременно были развёрнуты и экспериментальные работы (были созданы стенды в районе посёлка Текстильщики на окраине Москвы, а также на исторической территории на Новослободской улице). Начато строительство производственно-экспериментальной базы на юге Москвы в районе Варшавского шоссе. Другую производственную базу начали строить в посёлке Протвино Серпуховского района Московской области, которая впоследствии превратилась в Завод электромеханического оборудования – филиал НПО «Красная Звезда». Калининградское отделение со временем получило наименование ОКБ «Факел», которое в 1971 году выделилось в самостоятельное предприятие и вошло в состав космического ведомства.

В 1965 г. руководителем ОКБ стал С.А. Пашков, в 1970 г. – Е.В. Куликов. Заместителем главного конструктора на протяжении многих лет являлся А.Д. Чаромский – энтузиаст дизельных двигателей различного назначения (авиационные, тракторные, танковые). Вот некоторые из созданных под его руководством двигатели:

- М-50 вместе с АН-1 в послевоенные годы получили широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства, а М-50 выпускается до сих пор;

- М-30 устанавливался на самолётах ТБ-7, участвовавших в налёте на Берлин в ночь на 11 августа 1941 г.;

- АЧ-30Б, названный по имени создателя, являлся в своё время самым мощным в мире авиационным дизелем;

- АН-1 был использован при создании танкового двигателя В-2 для лучшего среднего танка 2-й мировой войны – легендарного Т-34. Следует отметить, что А.Д. Чаромский оставался консультантом Харьковского тракторного завода до последних дней жизни.

В ОКБ долгое время работал создатель первого отечественного малолитражного легкового автомобиля «НАМИ-1» К.А. Шарапов. В 1928-1930 гг. было выпущено более 360 экземпляров автомобилей, называвшихся автолюбителями за свой необычный цвет «синяя птица».

Так как под руководством М.М. Бондарюка и Г.М. Грязнова уже набирали темп работы с прямым преобразованием энергии, а в ОКБ «Заря» особых успехов в создании паротурбинных установках не было, к работам по машинному преобразованию энергии был постепенно утрачен интерес.

Прорыв же был достигнут в создании изотопных установок для применения в качестве бортовых источников тепла и электрической энергии. В 1965 г. два изотопных электрогенератора с полониевым источником тепла были выведены на околоземную орбиту в составе ИСЗ «Космос-84» и «Космос-90» и успешно отработали, обеспечив заданные характеристики и ресурс.

В 1970 г. на Луну была доставлена станция «Луна-17» с первым самоходным аппаратом «Луноход-1». Установленный на борту «Лунохода» изотопный блок обогрева позволил обеспечить более чем 10-месячное активное существование «Лунохода-1».

С применением изотопов в ОКБ «Заря» был также разработан ряд других устройств, в том числе:

- изотопный термоэмиссионный генератор (изотоп туллий-70) - экспериментальный образец, прошедший испытания натурным источником;

- автономный тепловой блок с изотопным источником для системы жизнеобеспечения пилотируемого космического аппарата.

ОКБ «Заря» наряду с космической занималось и «наземной» тематикой, так в период с 1969 по 1986 гг. в ОКБ «Заря» - НПО «Красная Звезда» был разработан проект реакторного блока передвижной АЭС специального назначения электрической мощностью 630 кВт. Проект был осуществлен силами завода «Двигатель», ПНИТИ, ИАЭ, ВНИИСИ, ИЯЭ БССР.

Работы по созданию термоэмиссионной ЯЭУ «Тополь» («Топаз») начались в начале 1960-х годов по инициативе главного конструктора Завода № 300 МАП (впоследствии Московский машиностроительный завод «Союз») Г.Л. Лившица. Новая тематика была поручена молодому инженеру Г.М. Грязнову, который возглавил созданный для этой цели группу № 11. В результате изучения отечественного и мирового опыта был выбран термоэмиссионный вариант, как дающий преимущество перед термоэлектическим по таким показателям как более высокий к.п.д., меньшую площадь холодильника-излучателя и, следовательно, более компактную компоновку и более перспективные характеристики.

Идея создания космической энергетической системы с ядерным реактором и термоэмиссионным преобразованием энергии возникла в 1958 г. в ФЭИ у Н.И. Бондаренко. Наименование «Топаз», данное впоследствии этой системе, является сокращением слов, составляющих характеристику основного агрегата системы – ядерного реактора-преобразователя (термоэмиссионный опытный преобразователь в активной зоне), да и для разработчиков их детище действительно представлялось драгоценным камнем. Плодотворность идеи «Топаза» заключалась в объединении в одном агрегате – реакторе-преобразователе источника тепла и его термоэмиссионного преобразователя.

В 1961 г. вышло постановление правительства о разработке эскизных проектов КЯЭУ «Бук» и «Тополь». В 1963 г. эскизный проект был успешно защищён. На этапе выпуска эскизного проекта группа Г.М. Грязнова была преобразована в экспериментально-расчётный отдел (руководитель Г.М. Грязнов) и создан конструкторский отдел (руководитель Е.А. Кельшман).

В конце 1968 г. все работы по «Тополю» были переданы (вместе с разработчиками) в Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» (главный конструктор В.Г. Степанов), входившее в состав ММЗ «Союз». Эти предприятия, выросшие в министерстве авиационной промышленности, внесли в работу над проектом авиационную культуру, технологию и идеологию доводки изделия, что во многом способствовало успешной реализации этого проекта ЯЭУ.

В 1970 г. на комплексном стенде в ФЭИ впервые в мире были проведены ресурсные энергетические испытания первого образца ЯЭУ с термоэмиссионным реактором преобразователем (изделие 4С). Научное руководство на разных стадиях работ по термоэмиссионным ЯЭУ осуществляли А.И. Лейпунский, В.А. Кузнецов, О.Д. Казачковский, В.Я. Пупко.

Первый в мире космический запуск термоэмиссионной ЯЭУ состоялся 2 февраля 1987 г. (ИСЗ «Космос-1818», орбита высотой 810/970 км). После вывода от системы автоматического управления на режим номинальной мощности ЯЭУ проработала на орбите почти полтора года – до окончания запаса цезия (24 июня 1987 г.). С катодами из Мо срок активного существования (45 суток) был перекрыт в три раза. Запуск второй ЯЭУ был осуществлён 10 июля 1987 г. («Космос-1867», орбита высотой 797/813 км). Эта ЯЭУ также своевременно вышла на номинальную мощность от системы автоматического управления и до окончания запаса цезия (катоды из W) – и требовали вдвое меньшее давление паров цезия. Это позволило проработать на орбите почти год (дата гашения реактора – 17 июня 1988 г.). ЯЭУ выработала 50 тысяч кВт/ч электроэнергии, установив таким образом мировой рекорд.

В НПО «Красная Звезда» в работах по ЯЭУ «Топаз» участвовали такие ведущие специалисты как М.Е. Федотов, Е.Е. Жаботинский, В.В. Лапшов, Ю.Л. Труханов, П.В. Андреев, М.С. Вольберг, А.С. Воробьёв, Ю.В. Погонин, А.Н. Макаров, В.С. Николаев, В.Б. Давыдов, Б.С. Сазонкин, В.В. Кашелкин, Н.А. Винцевич, Б.М. Вошедченко, В.П. Евдокимов, А.С. Филимоненко: главный инженер НПО А.А. Соколов, его заместитель А.П. Силантьев, начальники производства В.А. Шуров и Н.П. Чуркин, главный сварщик В.С. Дронский, начальник филиала Е.М. Сидоренко, главный инженер ЗЭМО Е.М. Бершак. Ответственным конструктором по теме был И.П. Богуш, заместителем главного конструктора НПО по КЯЭУ был Н.И. Михневич.

Над темой трудились и многие другие специалисты, в том числе экспериментаторы В.С. Гарькавый, Х.А. Кутдюсов, А.И. Пантелеев, В.Г. Соловьёв, П.У. Темноградский, О.П. Щербанюк, Ю.Р. Юдников; конструкторы А.В. Бушинский, А.Л. Жуков, Г.А. Зарицкий, А.И. Ильин, Л.С. Коробков, Э.М. Кройн, А.В. Матвеев, С.Е. Павлов, В.Г. Сидоров, Б.В. Сливкин, Е.М. Страхов.

К работам по реализации проекта ЯЭУ были также привлечены такие предприятия МСМ, как НПО «Луч», НИИНМ, Ульбинский металлургический комбинат, Новосибирский завод химических концентратов и ряд других.

В общей сложности в работах по ЯЭУ «Топаз» участвовало до двухсот смежных предприятий, в том числе несколько десятков крупных предприятий и организаций ряда ответственных министерств и ведомств, ведущими среди которых были предприятия Минсредмаша.

Несколько слов о других работах предприятия.

Конструкция транспортабельного энергетического реактора тепловой мощностью 5000 кВт с диссоциирующим теплоносителем полностью прошла доводочные испытания в составе АЭС, обеспечив расчетный ресурс при заданных параметрах. Созданная на базе этого реактора ЯЭУ продемонстрировала работоспособность в течение заданного ресурса, подтвердив тем самым реальность выбранного направления создания транспортабельных АЭС. Дальнейшее развитие работ по созданной передвижной АЭС не состоялось в связи со свертыванием ряда тематических направлений после аварии Чернобыльской АЭС.

С начала 1980-х годов в НПО «Красная Звезда» проводились расчетно-теоретические, конструкторские и экспериментальные работы по проекту создания ядерного реактора для авиационной атомной силовой установки (АСУ). В 1984 и 1989 гг. были выпущены соответственно эскизный и технический проекты.

В результате комплексных исследований, проведенных в НПО «Красная Звезда» совместно с ЦИАМ и ФЭИ, разработана конструкция ядерного реактора, позволяющая при минимальной тепловой мощности достичь наилучшие летно-технические характеристики самолета с АСУ с обеспечением требований ядерной и радиационной безопасности на всех этапах эксплуатации.

Сотрудниками НПО «Красная Звезда» в содружестве с сотрудниками ИАЭ им. И.В. Курчатова была разработана конструкция исследовательского реактора малой мощности (30 кВт) с топливом в виде водного раствора сульфата уранида. Этот реактор предназначен для применения в качестве источника нейтронов в составе различных лабораторных комплексов для активационного анализа, неразрушающего контроля материалов и изделий производства радионуклидов, для обучения персонала.

Конструкция реактора «Аргус» обладала максимальной внутренней безопасностью, обусловленной сочетанием конструкторских и нейтронно-физических характеристик, обеспечивающих саморегулирование реактора.

Начиная с 1970 г., в ОКБ «Заря», а затем в НПО «Красная Звезда», были развернуты работы по созданию специальных установок, предназначенных для термостатирования чувствительных элементов электронной аппаратуры космических аппаратов. Передача тепла в таких установках осуществлялась с помощью тепловых труб, работающих в условиях невесомости без энергетических затрат при отсутствии каких-либо механических средств прокачки теплоносителя (насосов, вентиляторов).

На основании конструкторских разработок и значительных исследовательских работ для этой цели были созданы конструкции тепловых труб с фреоном-22 в качестве теплоносителя. На основе этих тепловых труб были разработаны конструкции и изготовлены излучатель и теплопровод с аккумулятором тепла (термобуфером). Была разработана оригинальная методика расчета и испытания низкотемпературных тепловых труб, позволяющая подтвердить в наземном эксперименте работоспособность тепловой трубы в штатных (на борту КА) условиях.

В 1974 г. был изготовлен экспериментальный теплопровод, предназначенный для исследования теплового режима термостатируемого объема в космическом полете и оценки эффективности работы теплопровода. Экспериментальный теплопровод был запущен в 1974 г. на борту искусственного спутника Луны. Анализ телеметрических данных показал соответствие проектных характеристик и характеристик, измеренных в процессе эксперимента.

В 1973 г. подтвердило свои характеристики при использовании в составе космического аппарата на околоземной орбите изделие 21Е. Мощность отводимого теплового потока составляла 8 Вт при уровне температуры 188°К (минус 85° С). Гарантированный ресурс изделия составил 1,5 года. Его изготовление и наземные испытания осуществлялись на Заводе электромеханического оборудования (г. Протвино). В 1975 г. поставка этих изделий была включена в народно-хозяйственный план страны. Для уменьшения обратного теплового потока от Солнца по новому техническому заданию было разработано и создано изделие 21 ЕМ, в котором были применены тепловые трубы с односторонней проводимостью (диоды). С 1980 г. по настоящее время осуществляется эксплуатация этой системы. Наибольший ресурс, подтвержденный в процессе эксплуатации, составляет 5,5 лет, при этом отводимая тепловая мощность могла повышаться до 20 Вт. Отказов системы в процессе эксплуатации не зафиксировано.

В развитии работ по термостабилизации космической аппаратуры были разработаны еще два изделия 91 и 91У, которые отличались от изделия 21ЕМ тем, что охлаждали два прибора, причем за счет кольцевой компоновки радиаторов и диодных теплопроводов было в два раза увеличено время охлаждения приборов (12 часов в сутки). Работы были закончены проведением доводочных и предварительных испытаний, а также поставкой заказчику двух опытных образцов изделий для стендовых и летных испытаний.

В 1980 г. НПО «Красная Звезда» приступило к разработке принципиально новой системы, необходимой для охлаждения фотоэлектронного устройства. Была разработана серия изделий с диапазоном рабочих температур от минус 90° С до минус 150° С и отводом тепловых потоков величиной от 8 до 20 Вт. Техническое задание на теплопровод, стыкуемый с фотоэлектронным устройством, выпустило НПО «Орион». Гарантированный ресурс системы составляет 3 года. Изготовителем и испытателем узлов изделия является Завод электромеханического оборудования. Первый запуск подобного изделия был осуществлен в феврале 1991 г. Система функционировала без замечаний в течение 4,5 лет. В настоящее время эксплуатация этого типа изделий продолжается.

В 1983 г. были сформулированы требования к термостабилизации двух объектов на борту космического аппарата с разными температурными уровнями – минус 90° С и от плюс 10° С до минус 40° С- при величине отводимой тепловой мощности 40 и 260 Вт. Изделию, которое было разработано по этой программе, был присвоен индекс КСГО. В связи с отсутствием финансирования разработка была закончена выпуском рабочей документации, изготовлением и проведением доводочных испытаний узлов, а также поставкой штатного изделия заказчику для проведения прочностных динамических испытаний.

НПО «Красная Звезда» - предприятие оборонное и не могло остаться в стороне от процессов, происходящих в стране, начиная с 1991 г. Свертывание оборонных программ России привело к резкому сокращению финансирования работ по разработке космических ЯЭУ и фактическому свертыванию многих направлений работ. В 1995 г. на этапе достаточно серьезного финансового кризиса, предприятие было реорганизовано на ГП «Красная Звезда» - головное предприятие и 9 дочерних. Была предпринята попытка, разделившись, найти более приемлемую форму выживания.

То, что удалось сделать в этот период, во многом опиралось на заделы, которые ранее были сделаны при выполнении советской космической программы.

С приходом к руководству В.С. Васильковского главной задачей стала стабилизация работы предприятия, т.е. обеспечение наукоемких направлений деятельности и разработка высокотехнологичных изделий. Это дало бы возможность персоналу сохранить квалификацию и при возобновлении полномасштабного финансирования переключиться на работы по космической тематике.

Был создан и стал работать на постоянной основе Совет директоров.

Была разработана Программа развития предприятия на 2000-2001 гг. с перспективой до 2003 г. Она предусматривает конкретные направления развития всех подразделений.

Принятая Правительством в 1998 г. «Концепция развития космической ядерной энергетики России» определила конкретные цели на ближайшую перспективу. В настоящее время в рамках Концепции ведется разработка космических ядерных энергетических установок следующего поколения: мощность около 100 кВт, ресурс работы 5-7 лет.

АО «Красная Звезда» является также головным предприятием по отраслевой программе создания и внедрения ультрадисперсных материалов, которые разрабатывались ранее для использования в космических установках. На основе имеющегося опыта созданы перспективные материалы, используемые для очистки жидких радиоактивных отходов. Сочетание в одном аппарате центрифуги и мембраны позволяет существенно повысить эффективность очистки. С помощью мембранной технологии, основанной на применении ультрадисперсных материалов, может быть обеспечена и очистка газов. Эти разработки находятся на стадии опытно-промышленной эксплуатации. Испытания фильтров проходят на заводе «Звезда» на Дальнем Востоке в составе опытной установки по очистке от жидких радиоактивных отходов. Фильтрующий слой из сверхтонкого ультрадисперсного материала используется на первой стадии для предварительной очистки и обеспечивает существенное снижение содержания твердых примесей в жидкой фазе. Материал обладает высокой эрозионной стойкостью, а рабочий ресурс и технические показатели такого фильтра весьма высоки и превышают зарубежные аналоги.

Кроме того, идет разработка опытного образца установки по очистке воды для автомобильных моек с использованием плоскорамного фильтра на основе ультрадисперсных материалов.

В настоящее время на базе АО «Красная Звезда» идет создание Центра высоких технологий при Минатоме России. В Центре будут осуществлять техническую экспертизу конверсионных программ Министерства и ускоренную реализацию разработок предприятий отрасли.

Выбор «Красной Звезды», как базового предприятия Центра, не случаен. Это позволит специалистам предприятия, накопившим огромный опыт в области высокотехнологичных разработок, подключиться к конверсионным работам, на практике применить свой научный и производственный потенциал. Создание образцов будет происходить на опытном производстве АО «Красная Звезда», достаточно многопрофильном, реально обеспечивающим возможность всесторонней проверки их потребительских свойств.

 

КОНТАКТЫ:

115230, г. Москва, Электролитный проезд,1А
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
т. +7(499) 317-63-09
схема проезда

Вы здесь: Домой О КОМПАНИИ ИСТОРИЯ